Форум » 7.Братья наши меньшие » Дрессировка собак. Правила обучения различным командам. » Ответить

Дрессировка собак. Правила обучения различным командам.

Izida: Выполнение команд "Сидеть", "Стоять", "Лежать" у ноги дрессировщика Отработка комплекса начинается с усаживания собаки у левой ноги Дрессировщика по команде "Рядом!". После проверки правильности посадки собаки (см. описание приема "сидеть") удерживаем ее в этом положении не менее 15 секунд, после чего награждаем лакомством, повторяя: "Хорошо, сидеть! ". После этого подается команда «Лежать!» Сидящему у левой ноги щенку покажите лакомство в правой руке и, произнеся команду "Лежать!", руку с лакомством протяните вперед перед щенком и опустите вниз. Стремясь достать лакомство, щенок ляжет. Отдайте лежащему щенку лакомство и похвалите командой "Хорошо! Лежать!". Зафиксируйте щенка в положении лежа некоторое время, поглаживая его и удерживая за ошейник. Если щенок пытается встать, надавите ему на холку (между лопатками). Встать или сесть разрешите только по Вашей команде. Далее скомандуйте "Стоять!" Произнеся команду "Стоять!", поднимите щенка левой рукой под живот. Первое время поддерживайте его ладонью, чтобы он не лег: поглаживайте его снизу, повторяя: "Хорошо, стоять!". Стоящему щенку дайте одновременно с командой лакомство. ОТРАБАТЫВАЯ КОМПЛЕКС "СИДЕТЬ-СТОЯТЬ-ЛЕЖАТЬ" у ноги НЕ ДОПУСКАЙТЕ СЛЕДУЮЩИХ ОШИБОК: Не повторяйте команду более 2 раз без физического воздействия на собаку. Не разрешайте собаке сидеть в развалку, свалив круп на сторону. Не разрешайте собаке изменять положение без соответствующей команды. Не нажимайте слишком грубо на крестец собаки, заставляя ее сесть, и не дергайте слишком сильно за поводок. Не искажайте команду, не допускайте многословия ("Не сидеть, а лежать, я тебе сказал"). Тщательно дозируйте ВЫДЕРЖКУ собаки в каждом положении: вредна слишком длительная выдержка с первых занятий, недопустима слишком короткая (когда собаке самой предоставляется решать, сколько времени "Слушаться" приказания хозяина).

Ответов - 19

Izida: С какого возраста нужно начинать учить щенка подходить по команде к хозяину? С самого первого дня, когда щенок появился у вас в доме. Команда, которую Вы используете, может быть любой, но она должна быть неизменной. И щенка, и взрослую собаку воспитывать надо постоянно, а не от занятия к занятию на дрессировочной площадке. Учить собаку надо каждый день и на улице, и дома. Просто ставьте миску с едой и зовите своего питомца: "Ко мне!" ("Иди сюда", "Подойди"). Дома, скажете Вы, собака и так послушна и не отходит от меня далеко, как на прогулке. Да, дома она от Вас далеко убежать не может, но первоначальные навыки послушания собака должна получить именно так. А на улице, дав щенку или взрослой собаке спокойно сделать "свои дела", выберете момент, когда собака ничем не увлечена и смотрит на Вас, и, показав кусочек лакомства, произнесите свою команду. При этом необходимо обязательно соблюдать два условия: Лакомство должно быть действительно аппетитно и редко даваться собаке Терпеливо дождитесь, пока собака действительно будет Вас видеть Чтобы побудить собаку подойти к Вам, можно, подразнив ее вкусным кусочком, чуть отбежать в сторону - инстинкт охотника заставит ее броситься "отнимать добычу". Для испорченных неправильным воспитанием собак подход к хозяину подстрахует длинный поводок. Но всегда помните: угощая собаку, не забудьте ласковым голосом повторять ее кличку и команду, и, приласкав, отпустите от себя немного побегать. Большинство хозяев, не достигших желаемого результата при соблюдении всех рекомендаций, скорее всего, были непоследовательны в своих действиях. Как правило, часто допускаются следующие ошибки: Они многократно выкрикивают команду, не предпринимая никаких попыток заинтересовать собаку Теряют терпение и наказывают собаку, выполнившую (хоть и с большой задержкой) команду, вместо того, чтобы поощрить своего любимца Подходят к собаке (а иногда и бегают), с целью поймать ее. А это, с точки зрения собаки, веселая игра - догонялки

Izida: Обучение команде "Ко мне!" Предоставив собаке возможность свободно побегать 20 - 30 минут, выберите момент, когда собака ничем не занята и смотрит на вас. Покажите ей лакомство в левой руке и, назвав кличку, подзовите командой "Ко мне!". Подошедшую собаку немедленно поощрите лакомством, восклицанием "Хорошо!". Если собака сразу не подошла к дрессировщику, не следует многократно выкрикивать команду, нужно отбежать от собаки или присесть, привлекая тем самым к себе внимание. Итак, строго соблюдайте последовательность: привлечь внимание собаки произнести команду заставить собаку выполнить команду похвалить и дать лакомство после непродолжительного занятия ОТПУСТИТЬ собаку побегать (команда "Гуляй!") Основные ошибки дрессировщика при отработке команды "Ко мне!": дрессировщик подает команду, не замечая, что собака отвлеклась многократная подача команды, притом, что собака не реагирует на эту команду угрожающая интонация в голосе вместо ободряющей наказание за неисполнение команды, медленный подход дача лакомства из правой руки.

Izida: Подготовка собаки к дрессировке . Для прогулок и занятий с собакой надо выбирать спокойное место, удаленное от жилых помещений и дорог, а также свалок мусора. Заниматься можно только с собакой, которая уже хорошо выгуляна и уже справила свои естественные потребности. Кормить собаку перед занятиями НЕЛЬЗЯ!!! Любая прогулка должна делиться на три этапа: Отправление собакой естественных потребностей 20-30 минут свободного выгула Игры и занятия с хозяином Выходя с собакой из дома, разрешите ей тянуть на поводке, давай команду "Вперед!". Придя к месту выгула, чуть придержите собаку и отпустите ее с поводка из основной стойки (положение сидя у ноги). Команда "Гуляй!" дается веселым голосом, негромко и ласково. Отпуская собаку гулять по команде, вы дисциплинируете, приучаете ее к необходимости искать одобрения хозяина, когда ей понадобится "отлучиться", а главное - подчеркиваете свою позицию лидера.


Izida: Команда "Покажи зубы" Научив собаку выполнять команду "Сидеть", произнесите спокойным требовательным голосом: "Покажи зубы!", одновременно обхватывая морду собаки руками: правой - снизу, а левой - сверху, и, удерживая челюсти собаки сомкнутыми, большими пальцами рук раздвиньте собаке губы. ОБЯЗАТЕЛЬНО ПООЩРИТЕ СОБАКУ ЛАКОМСТВОМ И ОТПУСТИТЕ ПОБЕГАТЬ после выполнения 2-3 упражнений. НАУЧИВ СОБАКУ ВЫПОЛНЯТЬ КОМАНДЫ "КО МНЕ!" и "СИДЕТЬ!", соедините их выполнение в один прием.

Izida: Лакомство Нельзя кормить собаку перед занятиями.Весь съеденный ею в процессе дрессировки корм учитывается при даче дневного рациона. Надо применять привлекательный для собаки корм (сыр, мясо, печень). Одновременно с дачей лакомства нужно хвалить собаку восклицанием "Хорошо!" и поглаживанием. Лакомство нужно давать с раскрытой ладони, слегка придерживая его большим пальцем. Лакомство давать только ПОСЛЕ выполнения команды, как можно быстрее. Не заставляйте собаку ждать, пока Вы ищете лакомство по карманам, не отвлекайте ее от выполнения приема дрессировки, который Вы отрабатываете. Если собака зарабатывает свой кусок, выполняя по приказу хозяина какой-либо прием - это утверждает дрессировщика в позиции лидера, ставит собаку на определенное ей в семье место, а у злобных собак уменьшает агрессию, направленную на хозяина. ПООЩРЕНИЕ ЛАКОМСТВОМ НЕОБХОДИМО ЛИШЬ Б НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ ДРЕССИРОВКИ, А В ДАЛЬНЕЙШЕМ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ЛИШЬ ИЗРЕДКА (30%) для сохранения заинтересованности у собаки в работе с дрессировщиком. Поощрение восклицанием "Хорошо!" и поглаживанием остается. В качестве поощрения предоставляйте собаке после нескольких выполненных команд возможность свободно побегать. В это время сани играйте с собакой.

Izida: [font color=red]Основа дрессировки Основой дрессировки животных является образование условных рефлексов, согласно учению И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Используя самые различные раздражители, например, такие как звуковые, пищевые и сигналы жестом, являющиеся условными и механические действия, считающиеся безусловными рефлексами. Именно такое воздействие вызывает у животных необходимую реакцию, которую пытается закрепить дрессировщик. Способы и методы дрессировки Человек, занимающийся дрессировкой должен уметь чувствовать зависимость типа высшей нервной деятельности обучаемого животного от его особенностей и только после определения этой зависимости можно определить необходимый для данного животного метод дрессировки. Болевой метод, который вынуждает животное выполнять необходимые дрессировщику действия, основан на ощущениях боли, которое заставляет дрессируемый объект делать то, чего от него добивается человек. Этот негуманный метод применяется при дрессировке хищников в цирке и других крупных животных. Также он получил распространение в сельской местности, в обращении со скотом. Вырабатывая необходимые инстинкты и навыки, человек добивается полного послушания от животного. Поощрительный метод дрессировки используется в обучении охотничьих и пастушьих собак. Собака, как существо с более развитой высшей нервной деятельностью, отлично воспринимает такой метод обучения. При поощрительном методе обучения натуральные рефлексы закрепляют дачей корма, или лаской. Например, многие животные готовы выполнить необходимое задание за то, что хозяин их просто погладит, или даст кусочек лакомства. Чем выше развит в интеллектуальном уровне объект дрессировки, тем быстрее он воспринимает и выполняет задания, тем быстрее происходит закрепление необходимого инстинкта. Подражательный метод дрессировки основывается на повторении молодым животным действий другого, более старшего и уже обученного. Этот метод широко применяется для обучения пастушьих собак, охраняющих отару овец и помогающих чабану собирать животных в отару. Щенки, видя как их родители выполняют необходимые команды, получают похвалу человека, очень быстро повторяют действия старших особей и дрессируются в процессе работы. Любой из вышеперечисленных методов дрессировки являются контрастными. В случае выполнения необходимых команд животное поощряют, в случае неподчинения - наказывают. Для того, чтобы выработанные навыки закрепились, животное необходимо периодически тренировать. В этом случае дрессированное животное будет идеально выполнять все действия, которые требует от него человек. Виды и разнообразие дрессируемых животных Дрессировке подлежат различные виды как диких, так и домашних животных. Диких животных предварительно приручают, а потом дрессируют. Чем моложе животное, тем легче оно дрессируется и привыкает к человеку. Элементами дрессировки могут быть простейшие действия с сельскохозяйственными животными, например, доярка доит корову, но если животное предварительно не подвергалось определенной дрессировке, то дойка будет проблематичной и корова просто не отдаст доярке молоко. Именно поэтому животное предварительно приучают к месту, помещению, к виду и запаху человека. Это простейшая дрессировка, но даже такое приучение и приручение считается тренингом. Лошадь дрессируют, подчиняя своей воли, для хождения в поводе, к чистке, к закрепленному у нее на спине седлу, а тренинг лошадей для выездки или для высшей школы верховой езды является достаточно сложной дрессировкой, требующей определенных знаний и умений человека. Дрессировка собак Дрессировку собак можно вывести в отдельную главу, так как это животное является наиболее приближенным к человеком. Именно собака тысячелетия живет рядом с человеком и используется им как для хозяйственных, так и для различных других целей. Дрессировка охотничьих собак отличается от дрессировки служебных животных. И совсем иное обучение и навыки получают цирковые собаки, от которых требуется гораздо больше действий. Для помощи человеку при охоте используются специально выведенные человеком породы, такие как борзые, лайки, гончие, фокстерьеры, таксы и многие другие. Для служебного собаководства или для караульной службы человек вывел такие породы, как различные овчарки, доберманы, ротвейлеры, боксеры. Дрессировка охотничьих собак включает в себя умение животного загнать зверя, облаять его, или самостоятельно добыть в норе. Этапы дрессировки собак Дрессировка собак включает в себя четыре этапа: 1. Подготовительные этап. Как правило, он начинается с того момента, когда животное в детском возрасте попадает к человеку. Именно в этот период оно получает кличку, к которой должно привыкнуть, учится подходить на зов к хозяину, осваивает новые команды, учится ходить на поводке и в наморднике. 2. Второй этап - это общий курс дрессировки, или общий курс послушания. В этот период происходит обучение животного различным командам, которые в дальнейшем помогут управлять собакой в любый, даже экстремальных условиях. 3. Третий этап - это прохождение специального курса, во время которого происходит развитие и закрепление врожденных рефлексов и воспитание новых навыков, необходимых человеку для использования собаки. 4. Четвертый этап - это закрепление полученных рефлексов и навыков для того, чтобы животное выполняло их автоматически. В процессе дрессировки у собаки происходит накопление опыта работы, что облегчает задачу дрессировщика. Цирковая дрессировка Дрессировка животных для цирковых выступлений известна достаточно давно. Еще в Древнем Египте и в Древнем Риме использовались животные для этих зрелищных мероприятий. Сейчас в цирке можно увидеть самых различных дрессированных животных, начиная от слонов, заканчивая маленькими мышками. Если основная часть дрессировщиков использовала болевые методы в работе с цирковыми "артистами", то В.Л. Дуров впервые применил безболевой поощрительный метод, основанный на учении И.П. Павлова об условных рефлексах. Именно этот метод позволил Дурову подчинять и работать с животными, дрессировка которых ранее была невозможна. Этот метод получил достаточно широкое признание и используется многими дрессировщиками, например, знаменитый мастер цирка Ю.Д. Куклачев использует в работе с кошками именно такой, поощрительный и безболевой метод дрессуры. Особенности дрессировки птиц и насекомых Дрессировке поддаются не только высокоорганизованные особи животного мира. Прекрасно дрессируются птицы и даже насекомые. Например приручение голубей к перелетам на дальние расстояния - это тоже дрессировка. Именно благодаря работе человека с этими птицами, выработалась такая замечательная особенность, как способность почтовых и спортивных голубей находить дорогу к дому. Дрессировка голубей делится на три этапа, общий смысл которых заключается в приучении в возрасте птенца, в приручении к дому, где птица живет и общая тренировка на различные, постоянно увеличивающиеся расстояния. Для того, чтобы поощрить голубя, когда он выполнил все задания верно, применяется кормовой стимулятор в виде различных лакомств, таких как конопляное семя, подсолнечник. Как бы необычно это не звучало, но дрессируют и насекомых. Например пчёл. Пчеловоды, которые хотят получить мед с определенного вида растений, заранее работают над созданием у пчёл условных рефлексов на запах необходимых цветов. Этот метод был впервые предложен советским учёным А.Ф. Губиным в 1933 году. Достигаюся необходимые действия методом подкармливания насекомых сахарным сиропом с добавлением аромата того медоноса, с которого пчеловод хочет получить мед. Привыкнув к определенному виду, вкусу и запаху, пчёлы в дальнейшем будут искать именно это растение и приносить нектар в улей именно с него.

Izida: АПОРТИРОВКА ПРЕДМЕТОВ (КОМАНДА „АПОРТ!") Навык на команду «Апорт!» очень важен, так как является основой для последующей отработки многих приемов специальной дрессировки (выборка вещей, обыск местности, работа по следу и др.). Условными раздражителями при выработке навыка являются команды «Апорт!», «Дай!» и жест — выбрасывание правой руки (ладонью вниз) в направлении брошенного предмета и небольшой наклон корпуса вперед. Безусловные раздражители — апортировочный предмет, лакомство, поглаживание. Прием отрабатывается после выработки у собаки навыков на команды «Гуляй!», «Ко мне!» и «Сидеть!» и параллельно с рядом других приемов общей дрессировки. Первые занятия следует проводить на участке без отвлекающих раздражителей. Приучать собаку подносить предметы можно двумя способами: 1-й способ. Собака на коротком поводке сидит у левой ноги дрессировщика. Дрессировщик, держа в левой руке поводок, а правой апортировочныи предмет, поворачивается налево, называем кличку собаки и начинает играть предметом перед глазами собаки. Двигающийся предмет возбуждает собаку, и она стремится схватить его. Тогда дрессировщик подает команду «Апорт!» и позволяет собаке схватить апортировочный предмет. Как только собака зажмет его в зубах, команду «Апорт!» повторяют и произносят восклицание «Хорошо!». Чтобы добиться у собаки более прочной хватки и не допустить выбрасывания апортировочного предмета, его держат за один конец и слегка тянут к себе. Это побуждает собаку крепче зажать апортировочныи предмет зубами. Если собака хорошо держит предмет, то, подав команду «Рядом!», пробегают с ней 10—-15 шагов, затем переходят на движение шагом и подав команду «Дай!», берут палочку у собаки, после чего поощряют ее поглаживанием, лакомством, восклицанием «Хорошо!», командой «Гуляй!». В течение занятия упражнение повторяется 2—3 раза. В тех случаях, когда первоначальный навык у собаки не удается выработать обычным способом, вместо апортировочного предмета вначале используют трубчатую кость или другие предметы, охотно схватываемые собакой, и лишь позднее переходят к работе с апортировочным предметом. Когда собака хорошо научится хватать предмет из рук, ее приучают подавать брошенный предмет. Дрессировщик усаживает собаку у левой ноги. В левой руке он держит короткий поводок, в правой — апортировочныи предмет. Назвав кличку собаки и возбудив ее, он показывает палочку и бросает ее на .3—4 шага вперед. Бросать апортировочный предмет во время выработки навыка нужно правой рукой снизу вперед, так как это движение руки и должно стать жестом, заменяющим команду «Апорт!». Одновременно с броском дрессировщик подает команду «Апорт!» и вместе с собакой быстро идет к предмету, по пути 1—2 раза повторив команду «Апорт!». Если собака, подойдя к предмету, хватает его, то вслед за командой «Апорт!» дрессировщик восклицает «Хорошо!» и поощряет собаку. Если же собака, подойдя к предмету, не берет его, то следует «оживить» палочку, подвигав ее ногой. Пробежав затем вместе с собакой 10—15 шагов, дрессировщик переходит на движение шагом, подает на ходу команду «Дай!», отбирает у собаки предмет и поощряет ее лакомством, поглаживанием, восклицанием «Хорошо!». Все эти действия повторяют на занятии несколько раз. Постепенно дрессировщик начинает бросать апортировочныи предмет па все большие расстояния. При этом он одновременно подает команду «Апорт!», делает жест в направлении брошенного предмета и сам направляется к нему, чем активизирует движение собаки. Но затем дрессировщик постепенно отстает от бегущей собаки, а со временем и совсем перестает сходить с места. Как только собака возьмет апортировочныи предмет, делают несколько шагов в сторону, чтобы побудить собаку подойти. Если этого окажется недостаточно, то подают команду «Ко мие!». Когда собака с предметом подбежит, ее поощряют поглаживанием и восклицанием «Хорошо!» лишь в том случае, если она сядет перед дрессировщиком. После небольшой выдержки подастся команда «Дай!», у собаки отбирают апортировочныи предмет и поощряют ее лакомством, поглаживанием, восклицанием «Хорошо!». Занятия вначале проводятся на коротком поводке, затем на удлиненном, а потом и без поводка. Усложняя выработку навыка, апортировочныи предмет забрасывают на большие расстояния (до 20 м) и так, чтобы собака его не видела (в траву, кусты, канавы) и вырабатывают выдержку у собаки после броска до 10—15 секунд. Для этого дрессировщик, посадив собаку около левой ноги, бросает предмет на 10—12 м в высокую траву или кустарник так, чтобы собака видела его полет, но не видела взмаха руки (не путала с жестом). Через 5—6 секунд дрессировщик подает команду «Апорт!» и пускает собаку на поиск. Кроме того, вырабатывают подачу различных по форме, весу и материалу предметов, усложняют и условия окружающей среды на занятиях. В первое время собака, пытаясь найти предмет, будет отклоняться в разные стороны. Дрессировщик в это время должен оказывать ей помощь, делая жест в направлении предмета, а также сам двигаясь к нему. Если собака пытается бежать за апортировочным предметом сразу же после броска, то подают команду «Сидеть!» и делают рывок поводком. Снова команду «Апорт!» и жест подают лишь после того, как собака успокоится. 2-й способ. Дрессировщик, имея сидящую собаку на коротком поводке у левой ноги, делает пол-оборота налево и полшага правой ногой. Затем левой рукой он берет собаку за ошейник со стороны холки, а правой подносит к ее морде апортировочный предмет и, подав команду «Апорт!», слегка приподнимает собаку за ошейник. Под давлением ошейника собака раскрывает пасть и дрессировщик мягким, быстрым движением вкладывает в нее предмет, одновременно с этим повторяя команду «Апорт!». Как только палочка окажется в пасти собаки, ошейник отпускают, что позволяет собаке сомкнуть челюсти, но в этот же момент перемещают правую руку под нижнюю челюсть собаки с тем, чтобы воспрепятствовать ей, если она попытается выбросить из пасти апортировочный предмет. Если же собака держит его в пасти, то ее поощряют восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием. После небольшой выдержки подают команду «Дай!», забирают предмет и поощряют собаку лакомством, поглаживанием, восклицанием «Хорошо!». На следую занятиях приподнимание собаки за ошейник заменяют легким рывком поводка вверх. Дальнейшая выработка навыка производится так же, как и при первом способе. Навык считается выработанным, если собака по первой команде или жесту дрессировщика быстро и безотказно находит различные предметы, брошенные на расстояния до 25 м, подносит их и, сев перед дрессировщиком, отдает по первой команде. При выработке этого навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика: 1. Показ лакомства или подготовка его к тому, чтобы дать собаке при ее подходе с предметом к дрессировщику; 2. Применение при апортировке одних и тех же предметов; 3. Неосторожное, с причинением боли, вкладывание в пасть собаки апортировочного предмета; 4. При начальной отработке схватывания предмета дрессировщик запаздывает потянуть его с целью усиления хватки; 5. Излишне далекое забрасывание палочки в начале отработки приема.

Izida: ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД ПО КОМАНДЕ (КОМАНДА „ВПЕРЕД!") Навык этот необходим тогда, когда обычное положение собаки около левой ноги дрессировщика не позволяет продолжать движение (узкая тропа, переход по доске или бревну через ров, канаву, ручей, узкая доска или трап при посадке в автомашину или вагон и т. д.). Кроме того, навык является основным при отработке ряда приемов некоторых специальных служб (например, ездовой, буксировке лыжника). Условными раздражителями три выработке этого навыка являются команда «Вперед!» и жест — выбрасывание правой руки (ладонь вниз) в направлении требуемого движения собаки, безусловным — лакомство. Выработку навыка следует начинать после отработки апортировки и вести параллельно с приучением собаки к прыжкам. Занятия проводят так. На местности со слабыми отвлекающими раздражителями через неглубокую канаву (ров, ручей) перебрасывают широкую доску. Дрессировщик, имея собаку у левой ноги на удлиненном поводке, подходит к канаве. Показав и дав обнюхать собаке кусочек лакомства, он подает команду «Вперед!» и бросает лакомство через канаву (движение руки должно соответствовать жесту «Вперед!». Собака, возбужденная видом и запахом лакомства, устремляется за ним. Дрессировщик ослабляет удлиненный поводок, повторяет команду «Вперед!», поощряет собаку восклицанием «Хорошо!» и идет по доске вслед за ней. Когда собака, перейдя по доске через канаву, найдет лакомство (иногда в этом ей надо помочь) и съест его, ее поощряют, дав еще раз лакомство, поглаживая и восклицая «Хорошо!». После нескольких таких упражнений лакомство бросать через канаву перестают, подают лишь команду и жест, собаку же поощряют лишь после перехода по доске. На следующих занятиях широкую доску заменяют более узкой, наконец, бревном. Затем начинают работать на буме высотой 1 м (вначале в виде доски). Для этого дрессировщик, имея собаку у левой ноги на коротком поводке, подходит с ней к буму, подает команду «Вперед!» и с ходу жестом посылает собаку на бум . Когда собака пойдет по буму, дрессировщик, идя справа рядом и поддерживая ее правой рукой за поводок ближе к ошейнику (а при необходимости и левой рукой под живот), 2—3 раза подает команду «Вперед!» и поощряет собаку восклицанием «Хорошо!». Если собака удачно завершила переход по всему буму, ее поощряют. После того как собака станет безотказно и уверенно подниматься на бум, двигаться по нему и спускаться, не спрыгивая преждевременно, занятия усложняют. Для этого усложняют бум (вместо доски — стесанное бревно, а потом круглое бревно диаметром 20 см), занятия проводят без поводка, посылают собаку на бум из различных поз, вырабатывают выдержку перед бумом. Кроме того, занятия на буме чередуют с движением по узким тропам, переходами через ручьи, рвы, вводят различные отвлекающие раздражители. Навык считается выработанным, если собака по первой команде пли жесту дрессировщика быстро, четко и безотказно выходит вперед и уверенно идет впереди дрессировщика, совершая переход по буму или бревну (через канаву, ров, ручей) длиной 6 м и диаметром 20 см. При выработке этого навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика: 1. Применение очень узкой доски или бревна вначале выработки навыка; 2. Применение рывков поводком при выработке навыка; 3. Несвоевременное устранение самовольных соскоков собаки с бума.

Izida: Прыжки через препятствия (команда "Барьер") Этот навык часто бывает необходим при практическом использовании собаки на специальных службах. Кроме того, он способствует физическому развитию собаки, воспитывает у нее смелость, ловкость, подвижность. Условными раздражителями при выработке этого навыка являются команда «Барьер!» и жест — выбрасывание правой руки вперед (ладонь вниз) в сторону препятствия; безусловными - рывки поводком, лакомство, естественное стремление собаки к преодолению препятствий. Прием отрабатывается параллельно с навыком на команду «Вперед!» и приучением ее к лазанью по лестнице. Отработать этот прием можно несколькими способами. Рассмотрим лишь наиболее простые, удобные и чаще применяемые в практике. 1-й способ. При этом способе дрессировщик преодолевает препятствие вместе с собакой. Для этого он, держа собаку на коротком поводке у левой ноги, идет к препятствию (барьеру высотой около 50 см или канаве шириной 50—60 см) и останавливается в 5—6 м от него. Затем, подав команду «Рядом!», бежит к препятствию вместе с собакой, перепрыгивает через него, увлекая за собой и собаку. В момент прыжка он подает команду «Барьер!», а перепрыгнув, поощряет собаку. Упражнение повторяется несколько раз. На следующих занятиях дрессировщик через препятствие не прыгает, а лишь побуждает собаку к самостоятельному прыжку, бегая вместе с ней до препятствия. В тот момент, когда собака начинает прыжок, дрессировщик подает команду «Барьер!», а сам переходит на другую сторону препятствия, быстро подходит к собаке и поощряет ее. Это упражнение также повторяется несколько раз. Как только у собаки будет выработан первоначальный навык и она по команде «Барьер!» начнет уверенно преодолевать препятствие, постепенно увеличивают его высоту: изгородь до 1 м, глухой забор до 1,8 м, а канаву до 2 м. Когда высота забора достигнет 100—120 см, появятся затруднения, так как собака может преодолевать прыжком препятствия только до 1 м. Для преодоления более высоких препятствий (до 1,8 м) ее нужно научить прыжку с зацеплением передними лапами. Делают это так. Дрессировщик, находясь рядом с высоким препятствием в момент прыжка собаки, подхватывает ее и немного приподнимает вверх, помогая ей зацепиться передними лапами за верхний край забора. Одновременно он подает команду «Барьер!». Как только собака подтянется вверх и перепрыгнет через препятствие, к ней подходят и поощряют ее. Если собака отказывается от прыжков через высокий забор или срывается с него, высоту препятствия на виду у собаки уменьшают, дают ей немного отдохнуть, а затем вновь посылают на преодоление препятствия. Необходимо, чтобы каждое такое занятие заканчивалось удачным прыжком собаки. 2-й способ. Дрессировщик, держит сидящую собаку на удлиненном поводке у левой ноги, находится в 2—3 м от препятствия (барьера высотой около 50 см или канавы шириной 50—60 см). Подав команду «Сидеть!», он перекидывает поводок через препятствие, сам переходит на другую его сторону, останавливается в 1,5—2 м от препятствия напротив собаки, осторожно берет в правую руку поводок и командой «Ко мне!» подзывает собаку. Поводок должен быть немного натянут, чтобы помешать собаке обойти препятствие. Когда собака по команде «Ко мне!» начнет двигаться к дрессировщику, он перед ее прыжком подает команду «Барьер!», а после прыжка поощряет собаку лакомством, поглаживанием, восклицанием «Хорошо!». Через некоторое время упражнение повторяется. 3-й способ. Если собака проявляет большую заинтересованность в апортировке предметов, то навык преодоления препятствии можно выработать так. Дрессировщик становится с собакой как и в предыдущем случае. Затем он на виду у собаки бросает через препятствие апортировочиый предмет. Собака, стремясь схватить его, перепрыгивает через препятствие. В момент прыжка подается команда «Барьер!», а затем собака поощряется. При выработке этого навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика: 1. Преждевременное увеличение размеров препятствий без учета физических возможностей собаки и ее подготовленности; 2. Проведение занятий вскоре после кормления; 3. Запаздывание дрессировщика с переходом на другую сторону препятствия в начальный период; 4. Переутомление собаки излишне частыми и многочисленными прыжками; 5. Требование к собаке преодолевать препятствие без разбега.

Izida: ВОЗВРАЩЕНИЕ НА МЕСТО (КОМАНДА „МЕСТО!") Навык на команду «Место!» необходим при обслуживании, перевозке и специальной дрессировке собаки. Условными раздражителями являются команда «Место!» : жест — выбрасывание прямой правой руки вперед ладонью вниз(на высоту пояса) в направлении того места, куда должна вернуться собака, с одновременным выпадом правой ноги. Безусловные раздражители — легкие рывки поводком, лакомство. Прием этот отрабатывается после выработки у собаки навыка на команду «Лежать!». Делается это следующим образом. Дрессировщик, имея собаку на удлиненном поводке, укладывает ее около себя и кладет перед ней хорошо знакомый предмет (но только не апортировочный). Обозначив таким образом занимаемое собакой место, он вторично подает команду «Лежать!» и отходит от собаки на 5—6 шагов. После небольшой выдержки собаку подзывают и поглаживают. Затем в приказной интонации подают команду «Место!» и делают жест правой рукой. Левой же в это время производят легкие побуждающие рывки поводком вперед и двигаются вместе с собакой к оставленному ею месту. Во время движения 2—3 раза в приказной интонации произносят команду «Место!». Возвратившись на оставленное собакой место, заставляют ее принять прежнее положение, а затем поощряют поглаживанием, лакомством, восклицанием «Хорошо!». Все эти действия в течение замятия повторяют 3—4 раза. Если собака без команды покинет занимаемое ею место и побежит к дрессировщику, то ее берут за поводок и, подав в угрожающей интонации команду «Место!», легкими рывками поводка принуждают вернуться обратно. Если же собака выполняет команды четко, то к ней периодически подходят и поощряют ее. Затем первоначальный навык усложняют. Расстояние отхода постепенно увеличивают до размеров удлиненного поводка, добиваются, чтобы собака ложилась не далее чем в одном метре от оставленного предмета. Совершенствуя навык, вводят работу без поводка, а дистанцию отхода дрессировщика доводят до 15м. Постепенно увеличивается выдержка (на месте до подзыва, около дрессировщика после подзыва, после возвращения собаки на место). Вводится выдержка и в отсутствие дрессировщика, усложняются условия проводимых занятий. Навык считается выработанным, если собака без поводка по первой команде дрессировщика быстро и четко возвращается на ранее занимаемое ею место на расстояние до 15 м, самостоятельно ложится там, не далее чем в одном метре от оставленного предмета и сохраняет выдержку до 5 минут. При выработке этого навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика: 1. Излишне сильные рывки поводком во время сопровождения собаки на место в первоначальный период; 2. Слишком большие выдержки в начале выработки навыка 3. Подкрепление лакомством каждого подхода собаки при под 4. Использование для обозначения места апортировочного предмета или незнакомых собаке вещей.

Izida: ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ ПОЛЗАТЬ (КОМАНДА „ПОЛЗИ!") Навык ползать необходим при использовании собаки на некоторых специальных службах, когда требуется передвигаться с соблюдением мер маскировки. Как правило, переползание собаки при совместных ее действиях с дрессировщиком. Условным раздражителем при отработке этого приема является команда «Ползи!», а безусловным — нажим руки на холку собаки, легкие рывки поводком, лакомство. Прием вырабатывается после выработки навыков на команды «Сидеть!» и «Лежать!» и параллельно с другими приемами общей дрессировки. Первые занятия проводят на ровной, сухой, открытой местности без камней и сучьев и других острых предметов. Дрессировщик предварительно должен сам хорошо овладеть техникой переползания без собаки. Выработка этого приема проводится так. Дрессировщик ложится сам и укладывает собаку слева от себя, держа ее на коротком поводке так, чтобы голова собаки была на уровне его левого плеча. Затем, переложив в правую руку собранный гармошкой свободный конец поводка, дрессировщик поворачивается на правый бок, кладет ладонь левой руки на холку собаки и, подав команду «Ползи!», начинает движение вперед. При этом он, опираясь на локоть правой руки, делает легкие рывки поводком, побуждая собачку к движению вперед. с дрессировщиком, он поощряет ее поглаживанием, лакомством, восклицанием «Хорошо!» и повторяют команду «Ползи!». В начале переползания делается на 1—2 м, так как ползание быстро утомляет собаку. После небольшой паузы и отдыха занятия продолжаются. По мере выработки первоначального навыка дрессировщик усложняет его. Сначала свободно на землю опускается поводок. При попытках собаки отстать или приподняться подается команда «Ползи!» в угрожающей интонации, а правой рукой подбирается поводок и делается короткий рывок. Увеличивается и доводится до 15 м расстояние переползания. Более трудный подбирается рельеф местности. Упражнения проводятся при неблагоприятной погоде, на мокрой почве, переползание начинают из разных поз. Навык считается выработанным, если собака по первой команде быстро и безотказно переползает вместе с дрессировщиком расстояние до 15 м на местности средней сложности, не отставая, не опережая и не отползая от него в сторону. При выработке этого навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика: 1. Излишне сильные рывки поводком в первоначальный период; 2. Слишком большие расстояния для переползания в начальный период; 3. Усложненная обстановка в начальный период (колючая трава, жнивье, камни, мокрая, грязная почва и др.).

Izida: ПЛАВАНИЕ (КОМАНДА „ВПЕРЕД!") Навык плавать необходим собаке при применении на многих специальных службах. Кроме того, плавание способствует физическому развитию собаки, укрепляет ее здоровье. Условными раздражителями являются команда «Вперед!» и жест выбрасывание правой руки в направлении движения, a безусловными - лакомство, апортировочный предмет, поглаживание. Прием этот отрабатывается после приучения собаки к движению вперед по команде параллельно с приемами преодоления препятствий. Собаку приучают к воде в летнее время и в теплую погоду. При этом выбирается мелкий водоем с отлогими не топкими берегами. Дрессировщик, держа собаку на коротком поводке, возбуждает ее игрою и пробегает 10—15 шагов вдоль берега, на что собака обычно реагирует очень слабо. Затем, сняв с собаки поводок, дрессировщик отбегает от нее в воду и игрой увлекает ее за собой. Когда собака пройдет но воде 5—10 м, он поощряет ее. Если собака не идет в воду, то дрессировщик, войдя в воду на глубину 10 — 15 см, подзывает ее командой «Ко мне!», а при подходе поощряет. Если же и этого окажется недостаточно, то дрессировщик осторожно берет собаку на руки и ставит в воду около берега на глубину 5—10 см, успокаивая и поощряя ее. Таким образом собака постепенно привыкает к воде. Для того чтобы научить собаку плавать, дрессировщик, подзывая ее к себе, заходит в воду все глубже и глубже до тех пор, пока собака не будет вынуждена поплыть к нему. Когда собака окажется на глубоком месте, то вначале она начнет беспорядочно бить передними лапами по воде. В это время дрессировщик должен помочь собаке, слегка поддерживая ее под живот. Вскоре движения ее станут более четкими, скоординированными, и она будет плавать бесшумно, плавно. После этого постепенно увеличивают расстояние, которое собака проплывает. Для этого дрессировщик, оставив собаку на берегу в положении лежа или сидя, переплывает на противоположную сторону водоема, а затем подзывает собаку к себе. Когда собака выполнит команду, ее обязательно поощряют. На последующих занятиях приучают собаку подолгу находиться в воде, несколько раз за занятие проплывать различные расстояния, плавать вместе с дрессировщиком и без него. Приучить собаку к плаванию можно и другими способами. Если собака охотно подносит предметы, то дрессировщик может бросить апортировочный предмет недалеко от берега (1 - 1,5 м), и по команде «Апорт!» послать собаку за ним. Возвращение собаки с предметом поощряется. Приучая собаку к плаванию, нельзя применять принуждение, а тем более брать ее на руки и бросать в воду. Каждый раз, заканчивая занятия, нужно возбудить собаку, чтобы она активно поиграла, побегала. Это даст ей возможность хорошо обсохнуть.

Izida: ПРЕКРАЩЕНИЕ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ (КОМАНДА „ФУ!") Этот навык необходим для того, чтобы дрессировщик при помощи команды мог своевременно прекращать нежелательные действия собаки или попытки к их совершению. Условным раздражителем при отработке этого приема является команда «Фу!», а безусловным — сильный рывок поводком, иногда усиливаемый применением хлыста или строгого ошейника. Навык этот можно вырабатывать только тогда, когда будет установлен прочный контакт между дрессировщиком и собакой. Команда «Фу!» всегда произносится громко, отрывисто и только в угрожающей интонации. Жестом или другими сигналами она не заменяется. Команда «Фу!» достигает цели лишь в том случае, если подается в тот момент, когда собака только-только начинает нежелательное действие. Выработку первоначального навыка проводят на местности с ограниченным количеством отвлекающих раздражителей. Дрессировщик, имея собаку на коротком поводке, разрешает ей погулять, постепенно направляя к такому раздражителю, на который собака реагирует наиболее сильно, одновременно внимательно наблюдая за ее поведением. При попытке собаки наброситься на раздражитель (схватить кость, птицу, животное и др.) громко и резко подает команду «Фу!» в угрожающей интонации и одновременно делает сильный рывок поводком. Сильное болевое раздражение затормозит совершаемое собакой действие. После небольшой паузы подают собаке какую-либо другую команду. Последующие попытки собаки совершать какие-либо действия, нежелательные для дрессировщика, вновь пересекаются командой «Фу!» и резким рывком поводка. Сила рывка поводком должна соответствовать физическому состоянию собаки, типу ее высшей нервной деятельности и силе раздражителя, вызвавшего нежелательное действие. У некоторых собак рывок поводка не вызывает достаточного тормозного действия. В этом случае применяют строгий ошейник или несильные удары хлыстом. На первых занятиях команду «Фу!» следует применять не более 3—5 раз с интервалами 10—20 минут, чтобы дать собаке возможность оправиться от торможения, вызванного этой командой и рывком поводка. Затем первоначальный навык усложняют. Вначале работают на удлиненном поводке, а затем и без него, постепенно увеличивают расстояние от дрессировщика до собаки, вводят новые, более сильные и многочисленные отвлекающие раздражители. Если при этом собака перестанет выполнять команды, то необходимо повторить упражнения с применением рывка поводком. При неправильной методике выработки этого навыка у собаки при подаче команды «Фу!» может проявиться пассивно-оборонительная реакция. В этом случае нужно успокоить собаку, отвлечь ее прогулкой, игрой, переменить место занятий и в этот день не подавать больше эту команду. На последующих 2—3 занятиях надо резко ослабить силу рывка поводком. Навык считается выработанным, если собака по первой команде Фу!» безотказно и четко, в любой обстановке, немедленно прекращает любые нежелательные для дрессировщика действия. При выработке этого навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика: 1. Применение сильных рывков поводком, строгого ошейника и хлыста без учета индивидуальных особенностей собаки; 2. Неуместное применение команды «Фу!» вместо другой необходимой команды, подаваемой в угрожающей интонации; 3. Многократное, без достаточных перерывов употребление команды «Фу!»; 4. Частое применение команды «Фу!» без ее подкрепления безусловными раздражителями; 5. Запаздывание с подачей команды «Фу!».

Izida: Замедление темпа движения (команда "Тихо") Наличие этого навыка позволяет дрессировщику управлять движением собаки (особенно без поводка) во время преодоления сложных препятствий, при практическом использовании на некоторых специальных службах. Условным раздражителем является команда «Тихо!», безусловным натягивание или рывок поводка. Прием отрабатывается после приучения собаки к движению вперед по команде, параллельно с приемами по преодолению препятствий. Дрессировщик, держа собаку на коротком поводке, подает команду «Вперед!» и в быстром темпе идет по узкой тропе. Затем он начинает изменять темп движения, то замедляя его, то вновь убыстряя. Замедляя темп движения, дрессировщик подает команду «Тихо!» и одновременно делает рынок поводком назад. Если же собака, возбужденная быстрым передвижением, не снижает темпа то команда повторяется в угрожающей интонации, а рывок поводком делается сильнее. Когда собака по команде дрессировщика замедлит темп движения, ее поощряют. Постепенно упражнения усложняют, более часто изменяется темп движения, вводится работа собаки на удлиненном поводке, а затем и без поводка, усложняется обстановка. Совершенствуют навык путем замедления темпа движения во время преодоления бума и лестницы. Навык считается выработанным, если собака по первой команде дрессировщика четко и безотказно замедляет темп движения при любых условиях окружающей среды, находясь как на поводке, так и без него. При выработке этого навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика: 1. Чрезмерно сильные рывки поводком, особенно в первоначальный период; 2. Вместо рывка поводком его постоянное натягивание; 3. Излишне частые изменения темпа движения в первоначальный период; 4.Преждевременный переход к работе без поводка.

Izida: ПОДХОД К ДРЕССИРОВЩИКУ (КОМАНДА „КО МНЕ!") Наличие этого навыка позволяет дрессировщику подзывать собаку, когда она находится на удалении от него. Кроме того, этот навык дисциплинирует собаку, вырабатывает у нее внимание к действиям дрессировщика. Условными раздражителями при отработке этого приема являются команда «Ко мне!» и жест — быстрое опускание правой руки к бедру, предварительно поднятой в сторону на уровне плеча (ладонь вниз) Безусловные раздражители — лакомство, легкое подтягивание собаки поводком, поглаживание. Навык вырабатывается в комплексе с навыками на команды «Рядом!» и «Гуляй!», а в последующем тесно увязывается и с другими приемами. Первоначальный навык на команду «Ко мне!» обычно вырабатывается у собаки еще в 4—5-месячном возрасте, но бывает, что этот навык приходится вырабатывать и у взрослой собаки. Прием этот отрабатывается следующим путем. Во время выгуливания собаки на удлиненном поводке дрессировщик, держа поводок в левой руке, называет кличку собаки и громко, четко, в ласковой интонации подает команду «Ко мне!», показывая на ладони правой руки лакомство. Лакомство привлекает собаку, и она бежит к дрессировщику. Он же отбегает на несколько шагов и вновь подает команду «Ко мне!», продолжая показывать лакомство. Подошедшую собаку поощряют лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!». Если собака не подходит к дрессировщику, то команда подается вновь и одновременно с ней легко, без причинения боли, поводком подтягивают собаку к себе, повторяя команду «Ко мне!» в ласковой интонации. Когда собака окажется рядом с дрессировщиком, ее поощряют лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!». Эти действия повторяются несколько раз до тех пор, пока собака не начнет подбегать к дрессировщику по одной команде «Ко мне!». Если при отработке приема собака медленно подходит к дрессировщику, то при подзыве он должен быстро отбегать от собаки — это заставит ее подходить быстрее. Выработка навыка на жест проводится так. Дрессировщик во время выгуливания собаки на удлиненном поводке называет ее кличку, подает команду «Ко мне!» и одновременно или чуть раньше подает жест подзыва. При подходе собака поощряется. После неоднократных повторений жест и команда приобретают для собаки одинаковое значение. Если собака на один жест не подходит, его продолжают подавать вместе с командой, но команда должна постепенно все более запаздывать, а потом и совсем не произноситься. Постепенно навык усложняют. Подзыв жестом производят из положений собаки сидя и лежа, отрабатывают подход собаки по команде или жесту, когда она без поводка, приучают ее, подойдя, вставать у левой ноги дрессировщика. Остановку собаки у левой ноги отрабатывают так. Когда собака по команде подойдет к дрессировщику на расстояние одного шага, он, наклонившись, берет левой рукой поводок в 15—20 см от ошейника и при его помощи заставляет собаку принять правильное положение у левой ноги, одновременно подавая команду «Рядом!» затем она поощряется лакомством, поглаживанием, восклицанием Хорошо!». В последующем добиваются, чтобы собака при подходе без команды и принуждения занимала правильное положение у левой ноги дрессировщика. Со временем окружающую обстановку при отработке этого навыка усложняют, увеличивают расстояние, с которого подзывается собака, проводят занятия на местности с большим числом отвлекающих раздражителей, .в различную погоду и разное время суток. Навык считается выработанным, если собака с любого расстояния, в любое время и при наличии любых отвлекающих раздражителей по первой команде или жесту быстро подбегает к дрессировщику и останавливается у его левой ноги. При выработке этого навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика: 1. Подача команды «Ко мне!» в угрожающей интонации 2. Применение излишне сильного болевого раздражителя при подтягивании собаки; 3. Многократное одновременное применение команды и жеста; 4. Наказание собаки после ее подхода к дрессировщику; 5. При медленном, вялом подходе собаки дрессировщик не отбегает назад, чтобы возбудить собаку; 6. Невнимание к положению собаки у левой ноги дрессировщика.

Гречечка: Очень полезная информация! Я вот свою ещё пока не могу научить Апорт и Барьер!! Ну а лежать,сидеть,рядом,ко мне -мы это уже умеем!!! Кстати раньше я хотела пойти учится на ветеренара и кинолога!!

Izida: Гречечка пишет: Кстати раньше я хотела пойти учится на ветеренара и кинолога!! Хорошие професии. А чего передумала? Гречечка пишет: Очень полезная информация! Гречечка пишет: Ну а лежать,сидеть,рядом,ко мне -мы это уже умеем!!! А мы пока этому только учимся. Непослушный щенок у меня.

Гречечка: Izida пишет: Хорошие професии. А чего передумала? На ветеренара передумала так как вступительный надо было сдавать Химию а я полная бестолочь в этом!!А на кинолога в моём городе нет такого факультета а ездить в соседний город не хотелось да и далеко!!!Вот и всё!! Izida пишет: Непослушный щенок У меня тоже непослушная собака но всё благодаря дресировщику тут не моя заслуга!!

Izida: Гречечка пишет: У меня тоже непослушная собака но всё благодаря дресировщику тут не моя заслуга!! Тоже неплохо, главное ведь результат. Я было думала что дрессировщик из меня ужасный, но тут наконец-то он начал меня слушаться. Не всегда конечно, но слушается Гречечка пишет: На ветеренара передумала так как вступительный надо было сдавать Химию а я полная бестолочь в этом!! Я тоже химию не любила!



полная версия страницы